Образование по-кемеровски
Август 20th, 2018
Какая разница между соловьем и воробьем? Соловей учился петь очно, а воробей заочно.
Народная мудрость
Прия
но видеть, как многие молодые люди к двадцати пяти годам получают по два высших образования, целеустремленно стараются стать высококлассными специалистами.
Увы! К сожалению, уровень преподавания в современной России таков, что желающим получать знания впору ехать за рубежи родины. Зато раздолье тем, кому нужен диплом, не обременяя себя учебой.
Захожу в Центр здоровья на проспекте Ленина. В фойе – стенд во всю стену. На стенде фотографии. Подхожу, смотрю на фото работающих там психологов, читаю: «Мы все окончили Томский государственный университет». Боже! Половина лиц знакома – они закончили Кемеровский филиал ТГУ и учились заочно, а дипломные работы им писали я и моя жена??! Рекламируются, хвалясь тем, что обучались в престижном учебном заведении!! Прохожу дальше по коридору: в конурке, рядом с туалетом, где раньше уборщицы хранили свои причиндалы, сидит молодящаяся дама и напропалую принимает заказы на написание дипломных, курсовых и контрольных работ. Она лишь посредница, дающая преподавателям дополнительный заработок, и освобождающая студентов от получения знаний. Кроме этой дамы существует еще несколько фирм и частников, зарабатывающих таким «благородным» трудом и масса предложений в Интернете.
Уважаемый Томский университет, славящийся своими научными кадрами и наработками, в погоне за «золотым тельцом» допустил халтуру в свои пенаты. Например, в городе Кемерово, поставили директором филиала кандидата педагогических наук, доверив ей курирование дипломных работ, далеких от педагогики: по менеджменту и маркетингу, по муниципальному управлению и психологии, всем остальным предметам, преподаваемым заочно. Что из этого получилось?
А вот что!!! – Сдает директрисе выпускница дипломную работу, написанную на уровне кандидатской диссертации, а ей: «Откуда ты можешь знать семантический дифференциал, если даже я его не знаю?! Сократи, упрости! Почему ты выбрала не меня научным руководителем?! Теперь попробуй защититься!» Довела человека до истерики. Пришлось бедняге вымарать 40 страниц исследований – около года напряженной серьезной работы. С трудом защитилась, считая, что из конфетки сделала …. Другая студентка приносит дипломную работу по менеджменту. Возвращает сей «спец» ее через полгода, за два дня до защиты: «Это не муниципальное предприятие. Сделай по муниципальному». Естественно – слезы, потерян год, хотя в рыночной экономике муниципальное предприятие практически не отличается от немуниципального. Через год эта женщина сдает новую работу, выполненную, согласно требованиям. «Нет такого предприятия. Обмануть меня хочешь?» (предприятие реально существует) Студентка показывает справку, просит созвониться с директором, посмотреть по каталогу. Все бесполезно. Тогда она связывается с руководством университета и просит назначить ей другого научного руководителя. В ответ: «Высылайте работу, тогда подберем преподавателя». Выполнила и выслала третью работу. Вернули с указанием внести поправки за день до защиты. Потерян еще год. Зато масса халтурных и заказных работ в данном филиале проходит на «Ура!». Конечно, не все в ТГУ недобросовестны.
Отдает одна девушка преподавателю на проверку курсовую работу по психологии. Он перечеркнул все страницы крест-накрест и вернул ее, как абсолютно безграмотную. Девушка оказалась смышленой и не робкой. Она вновь перепечатала свой труд и отнесла другому научному руководителю. Тот восхитился проработанностью большого объема материала, глубиной исследования, внес незначительные поправки и предложил развить тему в дипломной работе. Похоже, что, гоняясь за прибылью, преподаватели ТГУ загружены так, что им уже дела нет до студентов и качества образования.
Другое высшее учебное заведение – Российский торгово-экономический университет – РГТЭУ (кемеровский институт). С ним вообще творятся «чудеса»: в 2002 году он должен был пройти аттестацию. Неизвестно какими путями добыло руководство этого «универа» ответы на вопросы, загнало студентов в актовый зал и зачитало им. Московская комиссия долго удивлялась: «Как это кемеровчане оказались лучше всех?!?». Заказали руководители РГТЭУ фартуки цвета «единороссов», одели в них беспартийных студентов и отправили работать на улицах, за что поставили им зачеты без сдачи, а в газетах появилось сообщение о том, что молодые члены Единой России потрудились безвозмездно на благо города.
Работала в этом заведении зав. кафедрой бывшая официантка, удачно выскочившая замуж за профессора. В течение семи-восьми лет стала кандидатом экономических наук. (В данное время она уже проректор по науке в другом университете.) Можно было бы порадоваться ее таланту, если бы не одно но.… Посмотрим на методы и качество ее работы: приходя в аудиторию, она нередко демонстративно выкладывала на стол кожаный кейс и золотой «Паркер», говоря при этом: «Я не уважаю бедных. Вы пишете такими ручками!? Вы должны выглядеть так же, как я». Ее фокусы доходили до того, что требовалось сдавать курсовые проекты в солидных папках, каждую страницу в отдельной мультифоре. Автору не раз приходилось юморить и сатирить во время написакия студентам курсовых и дипломных работ, вместе со студентами потешаясь над данной горе-ученой. Требует, например, сия патронесса отразить в курсовой работе фотографию рабочего дня на каждый день одного месяца, которая нигде не проводится ежедневно. Что ж, надо, так надо! – Вносится поправка в работу: «Кадочников курил на рабочем месте. Чурикова материлась» и т. д. Все смеются. Работа сдана на отлично. Требует она дать в практической работе ту коммерческую информацию, которую не выдаст ни один предприниматель – превращается румынский завод, взятый из Интернета, в Кузнецкий металлургический комбинат. Студенты знали, что их «препод» не читает таблицы в работах по экономике и часто, ради хохмы, вносили умышленные ошибки, искажения. Все сходило с рук, а приколы сдавались на отлично.
Другую бабусю-профессора на кафедре ВЭД в этом ВУЗе держали ради аттестации. (Слава Богу, перекрестились студенты – ушла на пенсию!) Она выдвигала требования к оформлению работ, не прописанные в методических указаниях. Курсовые работы писались для нее на 70-80 страниц, а после правки достигали 120 – когда в методических указаниях положено 30-35 страниц. На других кафедрах также грешат тем, что курсовые и дипломные работы превышают прописанный объем в два, а то и в три раза. Особенно профессорша не любила студенток с периферии и если ставила целью выжить с учебы, то выживала. Например, одна девушка пропустила случайно всего одну точку во всей работе, хотела поставить ее при преподавательнице – разразился скандал. Вторая – писала «курсовик» по странам НИС. Уперлась бабушка: «Индонезия не принадлежит к НИС». Студентка принесла ей подтверждения своей правоты из высказываний авторитетных преподавателей МГИМО и МГУ – все бесполезно! Пришлось девочке расстаться с учебой.
Можно привести еще не один пример, но оставим место для других иллюзионистов и их фокусов (без кавычек, т.к. назвать их учителями, а их труд обучением очень трудно). Издает медицинская академия методическое пособие. Автор пособия Галину Михайловну Андрееву – известного автора учебника по социальной психологии превращает Г. М. Андреева. Можно было бы списать данный казус на ошибку корректора, если бы данная ссылка не повторялась неоднократно и не стояла первой в списке использованной литературы.
Вот еще случай: студент сдает экзамен, делает следующую ссылку: …«Выготский Л. С.»…. Никто из комиссии его не поправляет, никто не говорит, что Выготский не Л. С., а Лев Семенович.
А вот почти анекдот, демонстрирующий, кто порой несет студентам знания: преподаватель, начитывающий психологию цвета, спрашивает у меня кто такие кубисты, импрессионисты, дадаисты. Решил, что он шутит или меня проверяет. Нет! Все на полном серьезе! Объяснил ему и подумал – не позорился бы ты, а спросил у студентов. Получилось бы как в анекдоте: «Какая разница между преподавателем и студентом? Если преподаватель не знает, спросит у студента. Если студент не знает – получит пару».
Во многих кемеровских ВУЗах требуют, при написании курсовых и дипломных работ, чтобы в источниках литературы было не менее тридцати, где-то – пятидесяти авторов, чтобы литература была не старше трех-четырех лет. Автору статьи удалось встретить талантливую работу, выполненную по одной книге Ф. Котлера. Что касается требований «свежей» литературы, то, как быть с такими не переизданными недавно корифеями, как Рубинштейн С. Л., Зейгарник Б. В. Божович Л. И. и другими, как быть с периодическими изданиями, не повторяющими свои статьи???
Интернет прочно вошел в нашу жизнь, в нем немало электронных книг, и другой информации, полезных студенчеству. Однако до сих пор встречаются преподаватели, запрещающие ссылки на сайты.
На каждой кафедре, каждом факультете ВУЗов свои методические указания по написанию курсовых и дипломных работ. Вспоминается случай, когда студент сдает дипломную работу, а ему ее возвращают: «Ты написал заголовки жирным шрифтом, а надо писать строчными буквами». Но я же брал «методичку» в библиотеке, – говорит парень. А ему отвечают: «Ты брал прошлогоднюю. В этом году другие требования». Чехарда с их написанием многих преподавателей сделала доцентами. Стоит создать плагиат с изменениями по оформлению работ, и ты уже не просто преподаватель, а личность – «настоящий ученый». Делается это так: слово в слово переписывается любая «методичка», меняются только требования к оформлению: вместо обычного шрифта – курсив, или жирный, заголовки писать жирно или строчно, цифры применять римские или арабские и т. д. Минобразования достаточно издать единое методическое указание, оставив место для названия предмета и темы, чтобы прекратить присвоение ученых степеней бездарям.
Вышли в Российских учреждениях приказы, чтобы чиновники, занимающие определенные должности обязательно имели высшее образование. Большая масса людей, не достойных занимать свои посты, кинулась поступать в ВУЗы, не за получением знаний, а за дипломами.
Вот один пример, демонстрирующий чиновников-выпускников: мне заказала дипломную работу, «ответственная» работница администрации Крапивинского района, Кемеровской области. Получила CD-диск и распечатку. Потребовались в работе кое-какие дополнения. Звонит: «Как открыть диск?» Объяснил. Снова звонок: «Как разархивировать документ?» Необходимо отметить – руководство ВУЗов и преподаватели зачастую, как чиновники, не понимают, что работают и кормятся за счет студентов и им платят приличные деньги не за хамство и бездарность, а за получение качественных знаний. Надо сказать, что на периферии несправедливо наказанному студенту бесполезно обращаться к куратору или ректору, либо в «карманный» студенческий совет в поисках справедливости.
Вышеуказанных примеров преподавания и получения высшего образования не счесть, хоть пиши книгу рекордов чванства и глупости. Начиная писать статью, дал заголовок «Образование по-кемеровски». Хотел закончить призывом: «Кто хочет получить диплом, не обременяя себя знаниями, приезжайте к нам, В Кемерово»! Но когда позвонил знакомым в другие провинциальные города, понял, что там обстановка не лучше.
Если дело пойдет так и дальше, то правящие единороссы, как раньше – коммунисты, смогут всему миру прокричать: «Мы догнали и перегнали США и развитые Европейские страны по количеству образованных людей».
А надо бы отрапортовать: «Мы догнали и обогнали всех по количеству безграмотных, дипломированных чиновников и других специалистов».